У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ "РЕГУЛЯЦИИ" ФУНКЦИИ ДЫХАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОСОМАТИКИ

22-04-2023

Несмотря на то, что дыхательная система является наиболее психогенно зависимой (единый семантический корень душа-дыхание практически во всех языках - не случайное явление), несмотря на то, что дыхание имеет наивысший "индекс психосоматичности" (oб этом также свидетельствуют и нейрофизиологические аспекты регуляции дыхания как системы с наибольшей степенью цефализации и церебрализации) функция дыхания наименее изучена в психофизиологических исследованиях. Одна из причин такого игнорирования дыхания со стороны исследователей связана, по-видимому, и с тем, что дыхание в высшей степени индивидуализировано, плохо поддается единой унификации и формализации и существующая научная методология не "охватывала" ее в полной мере в процессе исследования. Частота дыхания - параметр, который приносит мало информации исследователям, учитывая его возможный произвольный контроль со стороны испытуемого. Даже возможности глубокого анализа динамики состава газов выдыхаемого воздуха и крови не вдохновляли на широкое применение дыхательных параметров в психофизиологических исследованиях. Дело еще больше осложнялось, когда стало ясно, что тип дыхания подвержен социо-культурным существенным воздействиям: мода на тот или иной тип дыхания ("грудь колесом" у мужчин, применение тугих корсетов, которые усиливaют грудное дыхание у женщин и т.д.). У части исследователей всегда было ощущение, что дыхание - функция значительно более многогранна, чем только реализация газового гомеостаза организма. В этом плане представляет интерес наблюдение П.П.Блонского, который считал, что дыхание лучше характеризует поведение человека, чем любые другие системы. Он говорил даже о "мимике легких"- сопении, вздохах, стонах, кашле, зевании, смехе, плаче - словом, того богатого арсенала мимики легких, который вместе с речью делает легкие безусловно выразительнейшим органом эмоциональной жизни".

С функцией дыхания связаны не только указанные выше недостаточно исследованные моменты экспрессивной и невербальной речи. Имеется еще одна ситуация, которая помимо экспрессии и коммуникации играет существенную роль в формировании того внутреннего состояния человека, которое обобщенно можно назвать самочувствием. Феномен самочувствия по своей сути является многокомпонентным феноменом (2, 5), однако в рассматриваемом контексте важно выделить роль функции дыхания как некоего постулируемого биологического детерминанта в его (самочувствие) генезисе. Речь идет о тех ощущениях, связанных с дыхательной функцией, которые в ярком виде встречаются в клинике и которое получило название одышки и диспноэ.

Физиология дыхания, которая вобрала в себя все блестящие достижения современной биологии, биохимии, нейрофизиологии и других биологических дисциплин, а также успехи кибернетики, в настоящее время не в состоянии с указанных позиций объяснить возникновение феномена одышки особенно в тех случаях, когда организменных поломок нет (отсутствие патологии со стороны легочной и сердечно-сосудистой систем), а дискомфорт дыхания патологически персистирует и изматывает больных.. Та система знаний, связанная о подходами, разработанными физиологией дыхания, недостаточна либо неадекватна для решения указанной проблемы. Гомеостатические идеи явно несамодостаточны (2}. Ощущается необходимость поиска и введения дополнительного плана анализа для понимания феномена дыхания и его проявлений. В атом плане интересно высказывание E.Strass, который утверждает, что ": ни физиология, ни психология не может понять феномен дыхания в его целостности. Дыхание имеет другой контекст, чем только план экспериментальной работы". Далее автор утверждает, что в попытке систематизации и ранжирования базисных опытов, связанных с дыханием - все это "может лучше всего быть описано с позиции категории "свободы и отчаяния" или "силы и слабости".

Неожиданное введение подобного плана анализа, несмотря на возможную спорность самих выбранных E. Strass категорий, имеет несомненные эвристические черты. По крайней мере, показано отчетливое осознавание автором ограниченности организмоцентрической (гомеостатичеcкой) модели в объяснении различных феноменов дыхания. Помимо обозначенной нами связи дыхания с невербальным планом общения (к этому вопросу мы вернемся ниже), а также связи дыхания с внутренним миром человека ("Мы чувствуем себя так, как мы дышим" - утверждает П.П.Блонский и ему трудно отказать в справедливости такого наблюдения) существует еще одна область, где дыхание является базисным феноменом. Это речевая деятельность. Дыхание и речь - старая проблема и особенно в прикладных аспектах риторики, ораторского мастерства, техники постановки голоса и т.д. Мы попытаемся рассмотреть связь этих двух феноменов с позиции столкновения различных реальностей. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что в процессе речепроизводства человек объединяет несколько начал, уровней, а именно уровни биологический, психологический и социальный. Конкретизируя это положение, следует выделить в контексте нашей проблематики два момента.

Первый - это тот факт, что система дыхания, реализуя природный ритм дыхания (вдох-выдох), призванный с биологической точки зрения обеспечить дыхательный гомеостаз, который сложнейшим образом организован, одновременно служит основой порождения речи, а выдыхаемый воздух составляет "сырой материал речи".

Второй аспект интересен тем, что вся сложная система "дыхание-речепроизводство" регулируется языковым "сценарием", составленным по законам культуры, т.е. по законам смысловой организации текста. Именно следование законам текста и подчинение им выводит систему дыхания в процессах речевой деятельности на совершенно другой уровень регуляции. Ситуация в этом случае необычная и в определенном смысле достаточно уникальная: висцеральная система (дыхание) оказывается "выведенной" наружу и одновременно функционирует по иным, чем организменным законам, по законам смысла и значения, по законам текста, по законам, в конечном итоге, культурной детерминанты. Этот факт требует всегда учета для того, чтобы реализовать полноценное "прочтение" феномена дыхания.

Особенно ярко проблема дыхания выступает при попытках понять причины и механизмы развития одного из часто встречающихся функционального расстройства дыхательной деятельности, каким является; гипервентиляционный синдром, который проявляется в избыточном усиленном дыхании (неадекватно уровню метаболизма в организме), нарушении рисунка (паттерна) дыхания и сопровождающийся многочисленными психологическими, вегетативно- висцеральными, мышечно-тоническими и другими нарушениями. Традиционная точка зрения на генез данного синдрома связывает появление указанной патологии со стрессами, возникновением тревожно-фобических и других эмоциональных нарушений. Неожиданно в указанном контексте представление Lum, которое противоречило устоявшимся взглядам на психогенную природу гипервентиляционного синдрома. Lum ищет корни в иной реальности. Он утверждает, что из существующих вариантов дыхания (грудное, брюшное, сочетанное) мужчины и женщины Запада обучаются с самого раннего детства избыточно дышать грудью, недостаточно используя брюшной тип дыхания. У мужчин это связано с занятиями физкультурой в школе и с армейской службой, которая во всем способствует закреплению навыка грудного варианта дыхания. В последующем выпячивание груди вперед - формирование инспираторного положения грудной клетки становится не только делом привычки, но приобретает определенное символическое значение, а именно - является символом мужественности, одновременно формируя некий многозначный контекст и ассоциации как с позой гвардейца, так и с образом сердитой обезьяны. Женский вариант грудного дыхания носит иной культуральный смысл. Преувеличенное грудное дыхание служит нескольким целям. Это и привлечение внимания к груди для сексуального успеха, это одновременно эквивалент фрагмента сексуального поведения с соответствующим вегетативным сопровождением, это и следование определенным клише и стереотипам типа голивудского "полногрудой блондинки", это и символ эмоциональной активации и возбуждения в отличие от спокойного брюшного дыхания.

Все указанные культурально детерминированные стереотипы являются согласно концепции, одной из главных причин появления у людей, особенно в ситуациях напряжения, конфликтов и т.д. гипервентиляционного синдрома.

Указанная концепция нам представляется интересной с нескольких точек зрения. Так, для изучения достаточно отчетливого медико-биологического феномена, каким является гипервентиляционный синдром был применен иной, чем сугубо организмо-центрический способ анализа, а именно культурологический анализ, который разрешил и ответил на ряд вопросов, нерешаемых в плоскости биологического или даже психофизиологического плана. Кроме того ряд фактов социокультурной природы получает в данной концепции статус патогенетического принципа объяснения, что несомненно является новым шагом вперед. И, наконец, подчеркивается важный момент, а именно момент обучаемости, что открывает новые возможности терапии - через обучение, воспитание и перевоспитание дыхания, поведения и т.д.

Проведенный нами анализ функции дыхания и его нарушений и подчеркивание роли культурного контекста позволяет выделить три аспекта связи дыхания со следующими ситуациями.

1. Дыхание как внешний, экспрессивный, коммуникативный процесс, связанный с системой культурных стереотипов, включенные в контексте ряда символов в той или иной культурной традиции.

2. Дыхание как система, которая играет существенную роль в генезе многочисленных психологических и соматических феноменов, особенно при нарушении регуляторного баланса системы, и определяющая во многом самочувствие человека.

З. Дыхание как система, которая обеспечивает помимо газового гомеостаза организма также и механизмы речепроизводства. При этом ее функционирование непротиворечиво и гармонично связано с двумя типами программ: биологически - гомеостатической и социо-культурной.

Конечно, в любой функции организма возможно вычленение вклада различных детерминант - биологической, психологической, социальной. Однако трудно найти подобную функцию, где взаимосвязь различных реальностей столь тесна, столь взаимозависима и столь ярка, как в системе дыхания.

Главная идея, которую мы хотим подчеркнуть в данной работе, заключается в том, что, будучи тесно связана с такими феноменами, как невербальные коммуникации, вербальные коммуникации (речь) и самочувствие - система дыхания влияет на указанные феномены и одновременно находится под их влиянием. Другими словами, обозначенные ситуации в определенном смысле выводят систему дыхания на иной уровень регуляции и выступают по отношению к ней в качестве внешних культурологических регуляторов. Данный вывод позволяет объяснить столь высокую "непопулярность" дыхания в проблематике психофизиологических исследований; при таком рассмотрении становится самоочевидной необходимость иных трактовок таких проблем, как одышка, патогенез гипервентиляционного синдрома и т.д.

Однако самым важным, на наш взгляд, является то, что на модели дыхания возможно построение иного, а именно культурологического подхода к тем феноменам медицинской практики, которые входят в область психосоматических исследований. Ведь для того, чтобы выйти за рамки организмо-центрической модели медицины, необходим поиск конкретных механизмов связи области "систем значений" культуры в конкретных соматических реакций. В такой постановке выявление конкретных "культурологических регуляторов" организменных функций нам кажется перспективным подходом. В данном конкретном случае важно подчеркнуть, что система дыхания находится в теснейшей связи с многочисленными системами организма, с метаболическими процессами, поэтому режим ее функционирования может существенно влиять на параметры и состояние работы организма. Дыхание здесь выступает своеобразным модулятором, который задает программу функционирования той или иной системы организма, одновременно само подчиняясь социокультурным детерминантам. Поиск подобных "регуляторов" и для других систем организма и последующая их психофизиологическая и культурологическая детализация и конкретизация нам представляется перспективной задачей.

Автор: И.В.Молдовану


Другие статьи по теме:
 ШЕСТОЕ ЧУВСТВО – ВСЛЕПУЮ
 НЕЙТРАЛЬНЫЙ АНОЛИТ - АНТИСЕПТИК ВЫБОРА ДЛЯ НУЖД ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ.
 МИФ ИСКУССТВЕННОГО БЕССМЕРТИЯ
 ДОСТАТОЧНО ЛИ РАЗУМЕН ГОМО САПИЕНС
 Xxi ВЕК – НАЧАЛО БЕССМЕРТИЯ ЛЮДЕЙ!

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ